четверг, 17 декабря 2015 г.

Модель ученического самоуправления



Самоуправление — это право
Ученическое самоуправление – добровольное, демократическое объединение учеников и представителей администрации школы и родительского комитета, основанное на равноправии, законности и гласности.  Предлагается выборная парламентская система ученического самоуправления во главе с высшим руководящим органом в лице Совета Ученического Самоуправления и его председателя – Президента Ученического Самоуправления.
Все должности являются выборными, за исключением представителей школьной администрации, назначаемых директором образовательного учреждения.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем. Основной деятельностью органов школьного самоуправления является работа по защите, «продвижению» интересов учеников (педагогов, родителей) в рамках школы.
Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.
   Работа органов самоуправления основывается на принципах:
·        принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения;
·        принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате выборов;
·        принцип открытости и гласности. В соответствии с ним вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
·        принцип законности. Под этим принципом подразумевается необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, Уставу школы и её локальным нормативным документам;
·        принцип совета и согласия. В соответствии с ним перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
·        принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации коллегиально принятого решения и при этом проявлять активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;
·        принцип распределения полномочий. Он требует четкого распределения властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;
·        принцип отчетности. В соответствии с ним все избранные органы самоуправления и их члены регулярно отчитываются о проделанной работе и её результатах.

Цель  создания и деятельности Совета старшеклассников
Формирование личности готовой к самореализации в условиях современного общества, способствовать адаптации выпускников к непрерывно изменяющимся условиям жизни через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи
  1. Создать условия для развития способностей подростков к социальной коммуникации, ответственности и самостоятельности
  2. Организовать жизнедеятельность учащихся, способствующую освоению социокультурного пространства,
  3. Способствовать раскрытию и реализации организаторских и творческих способностей учащихся:
  4. Приобретать опыт управленческой деятельности, осознавая свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
  5. Осуществлять постоянный самоанализ и контроль своей деятельности.
  6. Развитие социально значимых проектов и связей с различными и объединениями и организациями.
  7. Защита прав и законных интересов учащихся.
  8. Стимулирование развития и поддержка общественно-значимых инициатив учащихся.
Содержание воспитательной работы:
  • Создание благоприятной атмосферы общения;
  • КТД ( представление класса, классный проект, выборы президента, День школьной конституции)
  • Работа детской организации «Мы молодые, мы разные, мы вместе»
  • Участие в социальных проектах и конкурсах

  Формы внеклассной  работы:
·      коллективно – творческие дела
·       социальное проектирование
·      проектно-исследовательская деятельность

Ученическое самоуправление выполняет следующие функции.
1. Самоактивизация. Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
2.  Организационное саморегулирование. Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
3.  Коллективный самоконтроль. Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач.

Школьное самоуправление основано на развитии ученического самоуправления, реализующего деятельностный подход в воспитании. Основная задача органов школьного самоуправления: научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне её, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и разновозрастном коллективах. Развитие школьного самоуправления является актуальной социально- педагогической задачей. Органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников школы.


Описание модели ученического самоуправления
Модель школьного ученического самоуправления позволяет добиться единства взглядов всех участников образовательного процесса, включая самих учащихся, на конкретную программу ближайшего периода деятельности, обеспечивая тем самым успех её реализации. Гибкое ситуационное управление структурой учреждения и режимом образовательного процесса в интересах учеников – одна из главных особенностей системы.
           Система школьного самоуправления имеет три уровня.
Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное самоуправление.
 Ведущими видами деятельности на первом уровне являются: познавательная, трудовая и самообслуживающая, художественно-эстетическая, спортивно – оздоровительная, информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Рабочие органы самоуправления называются секторами и выполняют свои функции.
Старосты
  • Контроль за посещаемостью
  • Контроль за выполнением режима дня
  • Организация и контроль генеральной уборки класса
  • Организация питания в школьной столовой
Культмассовый сектор
  • Организация участия класса в общешкольных мероприятиях
  • Организация и контроль  проведения экскурсий, посещения выставок театров, музеев
  • Проведение классных огоньков, дискотек
  • Проведение игр на перерывах
Спортивный сектор, командиры
  • Подготовка и организация походов, слетов
  • Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами
  • Участие  в организации дней здоровья
  • Определение лучших спортсменов и их награждение
Оформительский сектор
  • Подготовка и оформление реквизита к праздникам и вечерам
  • Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года
  • Контроль за посещаемостью выставок, музеев
  • Контроль за выпуском газеты по итогам дежурства класса
  • Участие в оформлении поисковых заданий школьного музея
Трудовой сектор и цветоводы
·         Организация уборки территории
·         Организация и проведение генеральной уборки школы
·         Организация и контроль прохождения летней трудовой практики
·         Организация деятельности ремонтной бригады класса
·         Организация сохранности и ремонта мебели кабинета
Учебный сектор
·         Контроль за успеваемостью  в классе
·         Оформление классного экрана успеваемости
·         Организация консультаций отстающим ученикам
·         Проверка дневников, учебников
·         Участие в проведении предметных недель, выставок, конкурсов по предметам
Информационный сектор
  • Подбор материалов для книги-летописи класса( фото- и видеосъемка праздников, огоньков, поездок)
  • Подбор материалов для тематических классных часов, выполнение общешкольных заданий
  • Оформление презентации класса
Музыкальное оформление праздников
Команда здоровья
  • Участие в организации дней здоровья
  • Контроль за внешним видом одноклассников
  • Контроль за сменной обувью
  • Организация участия в конкурсах «Самый здоровый класс», «Самый чистый класс», «Самый уютный класс»
  • Контроль за мытьем рук перед обедом в школьной столовой
  • Контроль за проветриванием классов
Контроль за проведением динамических пауз
Дежурный сектор
  • Организация дежурства по классу
  • Организация дежурства по школе, по столовой
  • Контроль и оценка уборки кабинетов
Библиотечный сектор
  • Контроль за получением и сдачей учебной литературы
  • Контроль за сохранностью учебников
  • Помощь в ремонте книг

Например, учебный сектор, спортивный сектор и. т. д. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2 – 3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется актив класса. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Председатель отвечает за работу каждого члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени. Актив класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность секторов, готовит информацию и предложения, отражающие потребности класса, в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.
Второй уровень ученического самоуправления коллектива учащихся школы – это школьное ученическое самоуправление.
 Педагогами–кураторами выступают директор, и его заместители, педагог-организатор, библиотекарь и педагоги школы.

Министерство школьного хозяйств

Функции: контролировать состояние кабинетов, контроль пропусков, контроль за дежурством по школе, столовой, по классам.
                                              Кураторы службы: Семенова С.М.

     Министерство печати и информации

Функции: информация через школьную печать, организация поздравлений, праздничных газет, оформление выставок.
                                              Куратор службы: Евсевьева Н.Г.
Министерство просвещения
Функции: пропаганда книги и чтения, информация о книгах в классах, проверка учебников, выпуск газет, работа с задолжниками библиотеки, ремонт книг, проведение викторин по книгам.      
                                             Куратор службы: Лазарева Т.А.
Ш С Б  (Школьная служба безопасности)
Функции: организует дежурство своих сотрудников по школе, организует расследования случаев драк, краж, порчи имущества.
                                            Куратор службы: Удальцова С.Б..
Министерство творчества
Функции: планирует, организует и проводит КТД, ведет учет и развивает систему поощрений творческих достижений.
                                           Куратор службы: Жуковская Т.В.

       Министерство образования

Функции: предназначено для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Планирует и проводит познавательные дела, помогает педагогам в проведении предметных олимпиад, интеллектуального марафона, ведет учет и разрабатывает систему поощрения лучших учащихся.
                                    Кураторы службы: Александрова  Л.Н.                                                     

       Министерство спорта

Функции: проведение спортивных праздников и соревнований, ведет учет и пропаганду спортивных достижений.
                                       Куратор службы: Захаров В.М.
Министерство здравоохранения
Функции: предназначено для пропаганды здорового образа жизни, проведения профилактических акций. Оформляют уголок здоровья в школе.
Куратор службы: Ларионова Е.А.
Министерство школьного сайта
Функции: подготовка новостных сообщений для школьного сайта
Куратор службы: Жуковская Т.В.
Президент и вице – президент избираются тайным голосованием в день выборов гражданами Школьной Республики. Парламент является представительным и законодательным органом  Школьной республики, который подотчётен непосредственно Конференции учащихся.
Третий уровень – школьное самоуправление.

Работа с ученическим  коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольными активами и работа с учащимися, не входящими в школьные активы.  


Перспективы ученического самоуправления.
При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
Ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями

Комментариев нет:

Отправить комментарий