четверг, 17 декабря 2015 г.

Выборы президента Школьной республики



С 10 ноября в школе стартовала традиционная деловая игра "Выборы президента школьной республики".
Игра проходит в три этапа:
10-13.11 рекламная кампания;
13.11 презентация президентских команд;
16.11 - выборы президента.
Завершающими этапами деловой игры будут День школьной Конституции - 20.11.2015 года, Инаугурация президента – 24.11.2015 года.

 




В пятницу, 13 ноября кандидаты в президенты Захаров Владислав, 10 кл., Макар Максим, 9б кл., Леонов Сергей 9а кл. вместе с группами поддержки выступили с предложениями об улучшении школьной жизни.
За выступлениями следила наблюдательная комиссия, которая подвела итоги выступлений и высказала свои замечания и предложения.
 Так было предложено не зависимо от итогов выборов объединить усилия всех трех кандидатов и реализовать их предложения совместно. А предложили кандидаты организовать волейбольную и баскетбольную площадку возле школы; установить скамейки на территории школы, отремонтировать теннисные столы и организовать кружок по теннису. В целом по итогам презентации кандидатов в президенты отмечаем серьёзный, деловой подход к выступлениям и заинтересованность выступающих и зрителей.

Выборы президента
16 ноября состоялись выборы президента Школьной республики. В голосовании участвовали учащиеся 6-11 классов, педагоги и технический персонал школы. Председателем избирательной комиссии была Лазарева Татьяна Александровна, библиотекарь школы. Результаты голосования были объявлены в тот же день.  Большинством голосов был избран президентом Макар Максим, ученик 9б класса.


День Школьной конституции прошел 20 ноября.
В этот день Жукова Пелагея, ученица 11 класса напомнила учащимся школы  об их правах и обязанностях. А ученики 5-11 классов участвовали в конкурсе «Моя перемена». В своих презентациях и видеороликах ребята отразили свое видение школьных перемен и указали на правильное и неправильное поведение в разных ситуациях. По итогам конкурса среди 5-7 классов победителями стали 5а,б классы, 6б – 2 место, 6а – 3 место. Среди учащихся 8-11 классов победителями стали восьмиклассники, 2 место – 11 класс, 3 место – 10 класс.                
                                                                                                             Завершился день дискотекой.

Инаугурация президента.
24. 11  прошла церемония инаугурации президента Школьной республики. На церемонии присутствовали учащиеся 5-11 классов, педагоги, директор школы, Глава поселения Середкинская волость Шумкина Раиса Ивановна. Макар Максим, произнес клятву и выступил перед своими избирателями со словами благодарности и обещаниями с честью пронести звание президента и выполнять свои обязанности. Экс-президент Михайлов Денис пожелал Максиму успехов. Также на церемонии были показаны лучшие ролики конкурса «Моя перемена».







Модель ученического самоуправления



Самоуправление — это право
Ученическое самоуправление – добровольное, демократическое объединение учеников и представителей администрации школы и родительского комитета, основанное на равноправии, законности и гласности.  Предлагается выборная парламентская система ученического самоуправления во главе с высшим руководящим органом в лице Совета Ученического Самоуправления и его председателя – Президента Ученического Самоуправления.
Все должности являются выборными, за исключением представителей школьной администрации, назначаемых директором образовательного учреждения.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем. Основной деятельностью органов школьного самоуправления является работа по защите, «продвижению» интересов учеников (педагогов, родителей) в рамках школы.
Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.
   Работа органов самоуправления основывается на принципах:
·        принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения;
·        принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате выборов;
·        принцип открытости и гласности. В соответствии с ним вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
·        принцип законности. Под этим принципом подразумевается необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, Уставу школы и её локальным нормативным документам;
·        принцип совета и согласия. В соответствии с ним перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
·        принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации коллегиально принятого решения и при этом проявлять активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;
·        принцип распределения полномочий. Он требует четкого распределения властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;
·        принцип отчетности. В соответствии с ним все избранные органы самоуправления и их члены регулярно отчитываются о проделанной работе и её результатах.

Цель  создания и деятельности Совета старшеклассников
Формирование личности готовой к самореализации в условиях современного общества, способствовать адаптации выпускников к непрерывно изменяющимся условиям жизни через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи
  1. Создать условия для развития способностей подростков к социальной коммуникации, ответственности и самостоятельности
  2. Организовать жизнедеятельность учащихся, способствующую освоению социокультурного пространства,
  3. Способствовать раскрытию и реализации организаторских и творческих способностей учащихся:
  4. Приобретать опыт управленческой деятельности, осознавая свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
  5. Осуществлять постоянный самоанализ и контроль своей деятельности.
  6. Развитие социально значимых проектов и связей с различными и объединениями и организациями.
  7. Защита прав и законных интересов учащихся.
  8. Стимулирование развития и поддержка общественно-значимых инициатив учащихся.
Содержание воспитательной работы:
  • Создание благоприятной атмосферы общения;
  • КТД ( представление класса, классный проект, выборы президента, День школьной конституции)
  • Работа детской организации «Мы молодые, мы разные, мы вместе»
  • Участие в социальных проектах и конкурсах

  Формы внеклассной  работы:
·      коллективно – творческие дела
·       социальное проектирование
·      проектно-исследовательская деятельность

Ученическое самоуправление выполняет следующие функции.
1. Самоактивизация. Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.
2.  Организационное саморегулирование. Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
3.  Коллективный самоконтроль. Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач.

Школьное самоуправление основано на развитии ученического самоуправления, реализующего деятельностный подход в воспитании. Основная задача органов школьного самоуправления: научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне её, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и разновозрастном коллективах. Развитие школьного самоуправления является актуальной социально- педагогической задачей. Органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников школы.


Описание модели ученического самоуправления
Модель школьного ученического самоуправления позволяет добиться единства взглядов всех участников образовательного процесса, включая самих учащихся, на конкретную программу ближайшего периода деятельности, обеспечивая тем самым успех её реализации. Гибкое ситуационное управление структурой учреждения и режимом образовательного процесса в интересах учеников – одна из главных особенностей системы.
           Система школьного самоуправления имеет три уровня.
Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное самоуправление.
 Ведущими видами деятельности на первом уровне являются: познавательная, трудовая и самообслуживающая, художественно-эстетическая, спортивно – оздоровительная, информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Рабочие органы самоуправления называются секторами и выполняют свои функции.
Старосты
  • Контроль за посещаемостью
  • Контроль за выполнением режима дня
  • Организация и контроль генеральной уборки класса
  • Организация питания в школьной столовой
Культмассовый сектор
  • Организация участия класса в общешкольных мероприятиях
  • Организация и контроль  проведения экскурсий, посещения выставок театров, музеев
  • Проведение классных огоньков, дискотек
  • Проведение игр на перерывах
Спортивный сектор, командиры
  • Подготовка и организация походов, слетов
  • Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами
  • Участие  в организации дней здоровья
  • Определение лучших спортсменов и их награждение
Оформительский сектор
  • Подготовка и оформление реквизита к праздникам и вечерам
  • Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года
  • Контроль за посещаемостью выставок, музеев
  • Контроль за выпуском газеты по итогам дежурства класса
  • Участие в оформлении поисковых заданий школьного музея
Трудовой сектор и цветоводы
·         Организация уборки территории
·         Организация и проведение генеральной уборки школы
·         Организация и контроль прохождения летней трудовой практики
·         Организация деятельности ремонтной бригады класса
·         Организация сохранности и ремонта мебели кабинета
Учебный сектор
·         Контроль за успеваемостью  в классе
·         Оформление классного экрана успеваемости
·         Организация консультаций отстающим ученикам
·         Проверка дневников, учебников
·         Участие в проведении предметных недель, выставок, конкурсов по предметам
Информационный сектор
  • Подбор материалов для книги-летописи класса( фото- и видеосъемка праздников, огоньков, поездок)
  • Подбор материалов для тематических классных часов, выполнение общешкольных заданий
  • Оформление презентации класса
Музыкальное оформление праздников
Команда здоровья
  • Участие в организации дней здоровья
  • Контроль за внешним видом одноклассников
  • Контроль за сменной обувью
  • Организация участия в конкурсах «Самый здоровый класс», «Самый чистый класс», «Самый уютный класс»
  • Контроль за мытьем рук перед обедом в школьной столовой
  • Контроль за проветриванием классов
Контроль за проведением динамических пауз
Дежурный сектор
  • Организация дежурства по классу
  • Организация дежурства по школе, по столовой
  • Контроль и оценка уборки кабинетов
Библиотечный сектор
  • Контроль за получением и сдачей учебной литературы
  • Контроль за сохранностью учебников
  • Помощь в ремонте книг

Например, учебный сектор, спортивный сектор и. т. д. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2 – 3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется актив класса. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Председатель отвечает за работу каждого члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени. Актив класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность секторов, готовит информацию и предложения, отражающие потребности класса, в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.
Второй уровень ученического самоуправления коллектива учащихся школы – это школьное ученическое самоуправление.
 Педагогами–кураторами выступают директор, и его заместители, педагог-организатор, библиотекарь и педагоги школы.

Министерство школьного хозяйств

Функции: контролировать состояние кабинетов, контроль пропусков, контроль за дежурством по школе, столовой, по классам.
                                              Кураторы службы: Семенова С.М.

     Министерство печати и информации

Функции: информация через школьную печать, организация поздравлений, праздничных газет, оформление выставок.
                                              Куратор службы: Евсевьева Н.Г.
Министерство просвещения
Функции: пропаганда книги и чтения, информация о книгах в классах, проверка учебников, выпуск газет, работа с задолжниками библиотеки, ремонт книг, проведение викторин по книгам.      
                                             Куратор службы: Лазарева Т.А.
Ш С Б  (Школьная служба безопасности)
Функции: организует дежурство своих сотрудников по школе, организует расследования случаев драк, краж, порчи имущества.
                                            Куратор службы: Удальцова С.Б..
Министерство творчества
Функции: планирует, организует и проводит КТД, ведет учет и развивает систему поощрений творческих достижений.
                                           Куратор службы: Жуковская Т.В.

       Министерство образования

Функции: предназначено для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Планирует и проводит познавательные дела, помогает педагогам в проведении предметных олимпиад, интеллектуального марафона, ведет учет и разрабатывает систему поощрения лучших учащихся.
                                    Кураторы службы: Александрова  Л.Н.                                                     

       Министерство спорта

Функции: проведение спортивных праздников и соревнований, ведет учет и пропаганду спортивных достижений.
                                       Куратор службы: Захаров В.М.
Министерство здравоохранения
Функции: предназначено для пропаганды здорового образа жизни, проведения профилактических акций. Оформляют уголок здоровья в школе.
Куратор службы: Ларионова Е.А.
Министерство школьного сайта
Функции: подготовка новостных сообщений для школьного сайта
Куратор службы: Жуковская Т.В.
Президент и вице – президент избираются тайным голосованием в день выборов гражданами Школьной Республики. Парламент является представительным и законодательным органом  Школьной республики, который подотчётен непосредственно Конференции учащихся.
Третий уровень – школьное самоуправление.

Работа с ученическим  коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольными активами и работа с учащимися, не входящими в школьные активы.  


Перспективы ученического самоуправления.
При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
Ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями

понедельник, 5 сентября 2011 г.

Методические материалы.

Методические  материалы.

                         Обобщение опыта работы                                                                                учителя географии МБОУ «Середкинская средняя             общеобразовательная школа Псковского района»                                                     Жуковской Тамары Владимировны

Практическая направленность уроков географии

Условия возникновения и становления опыта

Я родилась в с. Середка, закончила Псковский педагогический институт и всю жизнь работаю учителем географии в  родной Середкинской средней общеобразовательной школе. Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я уверена что учитель ответственен за  воспитание патриотизма и любви к родному краю, за  развитие творческих способностей детей на основе практического применения полученных ими знаний.

Меня всегда волновал вопрос «Как организовать учебный труд  непринужденным, чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний?».            Проблема формирования умений в процессе обучения была объектом постоянного анализа ученых - педагогов, психологов и методистов (Л.С. Выгодский, Е,Н, Кабанонова - Меллер, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов, Т.И, Шамова, Н.А. Сорокин, В.А. Коринская, В.И. Щенев, Л.М. Панчешникова, Н.А. Шайденко). Накопленный опыт исследований позволил сделать вывод: знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Поэтому важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике. Показателем сформированности умений служат самостоятельное приобретение новых знаний и правильное их применение в решении новых жизненных задач.

Изучая педагогическую литературу  и пополняя свои знания опытным путем, на курсах повышения квалификации я пришла к выводу:  Кратчайший путь к непринужденному познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность в ходе выполнения практических работ.

Познавательный интерес, творческая активность школьников формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения. География  как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся.  Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно.

В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормативных документов возросла роль умений, поскольку результаты географического образования выступают не только как знания (когнитивный компонент), но и знания в действии (операционный компонент). Операционная составляющая обучения приобретает характер востребованности, что способствует включению освоенных умений в личностный опыт ученика, развитию ключевых компетенций. Поэтому данную тему считаю актуальной.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена: социальным заказом общества на развитие творческого потенциала учащихся; необходимостью учета личностных качеств ученика, его потребностей и способностей в изучении географии; необходимостью разработки учебной технологии, обеспечивающей формирование положительной мотивации учебной деятельности на уроках географии. Развитие универсальных учебных действий (УУД).

Идея опыта.

Идея данного опыта состоит в формировании  у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать  самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личности, познание  и воспитание любви к родному краю на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта.                               

Технология опыта.

Сущность реализации компетентностного подхода в обучении учащихся через практическую направленность на уроках географии заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий в курсе географии, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:

ценностно-нормативной (помогаю осознавать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);

информационно-познавательной (формирую умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);

коммуникативной (развиваю умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);

Способы реализации практической направленности.

Практическая направленность влияет на:

- усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся

- на повышение качества географического образования

- на формирование способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность.

Подходы к организации практической работы:

1. чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

2. внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.

     Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:

Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;

Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.

Я учу детей применять приобретенные на уроке знания в повседневной жизни. Круг практических и самостоятельных работ разнообразен: ориентирование на местности, наблюдения за погодой, работа с различными видами карт, со статистическими данными и т.д. В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся усваивают сущность географических явлений и понятий.

Я применяю следующие виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии.

1.      Работа с учебником, географической и научно-популярной литературой, интернет-источниками.

Работу с учебником географии провожу на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений, так как целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности.

Использую на уроках географии дополнительную литературу для того, чтобы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учит, но и воспитывает.

2.      Работа с картами и картосхемами.

У учащихся формируются умения:

·         читать общегеографические и тематические карты;

·         использовать методы наложения и составления карт;

·         ориентироваться на местности без карты по карте;

·         составлять графики, профили, схемы, картосхемы;

·         выполнять различные картоизмерительные работы;

·         составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.

2.      Работа на местности.

Данная практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, по  солнцу, азимуту.

Практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся. Именно поэтому в учебном процессе стараюсь применять способы практического обучения учащихся. По анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов), что и составляет специфику методической системы учителя географии.

 

Результатами педагогической деятельности является положительная динамика в работе.  При выполнении практических работ:

1.стимулируется познавательный интерес к географии;

2.создаются условия для мотивации учащихся к учению;

3.формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Использование краеведческого материала позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • формировать навыки практической деятельности;
  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развитие критического мышления.

 Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и фразой: «Спасибо за урок». Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно.

 

Учащийся должен овладеть следующими компетентностно - ориентированными умениями и способами деятельности:

ориентироваться в пространстве; пользоваться на местности планом и топокартой; проводить измерения с помощью приборов и инструментов; проводить съемку местности; наблюдать за погодой, объектами гидросферы, литосферы, биосферы и их изменениями; описывать признаки, объекты на местности; ориентироваться и использовать источники географической информации; читать и понимать географические карты различной тематики; отбирать, систематизировать, обобщать информацию из картографических, литературных, космических и геоинформационных источников; определять поясное время; умение социально-ответственного поведения в природе; проводить геоэкологический мониторинг своей местности; оценивать качество окружающей среды своей местности, прогнозировать тенденции развития хозяйства; ориентироваться в мире профессий, связанных с изучением географии.